13.10
01:26
История одной картины в картинах:
Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель –
Она с величием, он с разумом в очах -
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
Написал об этой картине А.С.Пушкин в 1830г.
Женская фигура, облаченная в прекрасное платье, выплыла из облаков, она несла чудесного ребенка. Глубокое чувство пронзило меня, и я залился слезами, которые невозможно было остановить. Я пытался сдержаться, и тогда я узнал, что картина, которая так глубоко ранила меня, и есть то самое знаменитое полотно галереи – Мадонна Рафаэля. Хенрик Стеффенс 1799 г.
Этим произведением Рафаэль создал самый возвышенный и поэтический образ Мадонны в искусстве Ренессанса. Она идет к людям, юная и величавая, что-то тревожное затаив в своей душе; ветер колышет волосы ребенка, и глаза его глядят на нас, на мир с такой великой силой и с таким озарением, словно видит он и свою судьбу, и судьбу всего человеческого рода. Взгляд ее, направленный сквозь зрителя, полон тревожного предвидения трагической судьбы сына. Лицо Мадонны - воплощение античного идеала красоты в соединении с духовностью христианского идеала. Это не реальность, а зрелище. Недаром же сам художник раздвинул перед зрителями на картине тяжелый занавес. Зрелище, преображающее реальность, в величии вещей, мудрости и красоте, зрелище, возвышающее душу своей абсолютной гармонией, покоряющее и облагораживающее нас. И зрелище это, волнует и по сей день.
Сколько прекрасных слов было о ней сказано давно уже во всем мире.
Ибо, действительно, как на паломничество отправлялись в прошлом веке русские писатели и художники в Дрезден в Галерею Старых мастеров к "Сикстинской мадонне":
http://www.dresdenart.ru/stat8_2.html
Этой картине посвящены восторженные строки таких разных писателей и критиков, как В. А. Жуковский, В. Г. Белинский, Н. П. Огарев. Два великих русских писателя, Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский, имели репродукции "Сикстинской Мадонны" в своих рабочих кабинетах.
Жуковский писал: "Перед глазами полотно, на нем лица, обведенные чертами, и все стеснено в малом пространстве, и, несмотря на то, все необъятно, все неограниченно… Занавесь раздвинулась, и тайна небес открылась глазам человека… В богоматери, идущей по небесам, не приметно никакого движения; но чем более смотришь на нее, тем более кажется, что она приближается".
Брюллов: "Чем больше смотришь, тем более чувствуешь непостижимость сих красот: каждая черта обдумана, переполнена выражения грации, соединена со строжайшим стилем…"
Белинский писал из Дрездена В. П. Боткину, делясь с ним своими впечатлениями о "Сикстинской Мадонне": "Что за благородство, что за грация кисти! Нельзя наглядеться! Я невольно вспомнил Пушкина: то же благородство, та же грация выражения, при той же строгости очертаний! Недаром Пушкин так любил Рафаэля: он родня ему по натуре". Также ему принадлежат слова: "В ее взоре есть что-то строгое, сдержанное, нет благодати и милости, но нет гордости, презрения, а вместо всего этого какое-то не забывающее своего величия снисхождение".
Достоевский видел в "Сикстинской Мадонне" высшую меру человеческого благородства, высочайшее проявление человеческого гения. Большая поясная ее репродукция висела у него над диваном, на котором он и скончался. Жена Ф. М. Достоевского в своем дневнике записала: "Федор Михайлович выше всего в живописи ставил произведения Рафаэля и высшим его произведением признавал "Сикстинскую Мадонну".
Карло Маратти так выразил свое удивление перед Рафаэлем: "Если бы мне показали картину Рафаэля и я не знал бы ничего о нем самом, если бы мне при этом сказали, что это создание ангела, я бы этому поверил".
Герцен уловил в ее глазах отчаяние. Все же в них больше милосердия. В задумчивой, беззащитно-провидящей мадонне есть и порыв, и остановка. И идет она, и парит. Взгляд неуловим: смотрит и на вас, и далеко-далеко; что-то знает, что-то видит…
Великий ум Гете не только оценил Рафаэля, но и нашел меткое выражение для своей оценки: "Он творил всегда то, что другие только мечтали создать"
Так немеркнущая красота подлинно великих произведений искусства воодушевляет и в последующие века лучшие таланты и умы.
«Флоренция на Эльбе» – такой лестный титул Дрезден обрел в эпоху Просвещения не в последнюю очередь благодаря тому, что стал домом для шедевра Рафаэля, которому в прошлом году исполнилось ровно 500 лет.
В Дрездене подготовили уникальную выставку, рассказывающую об истории знаменитого полотна с момента создания до наших дней.
"Сикстинская Мадонна" была заказана Рафаэлю в 1512 году как алтарный образ для капеллы монастыря Святого Сикста в Пьяченце. Папа Юлий II, в ту пору еще кардинал, собирал средства для строительства часовни, где хранились мощи Святого Сикста и Святой Варвары. Все важные и неотложные дела в Риме Рафаэль бросил, чтобы написать мадонну для церкви в глухой провинции. Словно чувствовал: станет она вершиной его творчества. "Сикстинская Мадонна" - самая знаменитая картина Рафаэля и, вероятно, самая знаменитая из всех вообще картин, когда-либо написанных. Рафаэль создавал ее в 1515-1519 гг.
Донна Велата. Рафпэль 1512-1513 (Палантинская галерея, Флоренция)
В этой женщине Рафаэль, должно быть, видел идеал женской красоты, черты которого просматриваются и в образе Сикстинской Мадонны.
Донна Велата – одно из прекраснейших женских изображений, созданных Рафаэлем. Имя той, с кого писался портрет, неизвестно.
Сон Рафаэля. Франц Рипенхаузен, Иоханнес Рипенхаузен 1821г. (Собственность Фонда Рачинских в Национальном музее, Познань)
Мотивом этого полотна братьев Рипенхаузенов стала легенда, связанная с созданием Сикстинской Мадонны. На картине изображен погруженный в сон художник, черты которого напоминают Рафаэля. Он сидит перед незавершенной Мадонной, держа в правой руке кисть. Перед ним явление Девы Марии с младенцем, окутанное божественным светом. Картина немецких мастеров наводит на мысль, что идея создания Сикстинской Мадонны возникла у Рафаэля под влиянием видения Богородицы.
Вилла Рафаэля в Риме. Эрнст Фердинана Оме. 1834г. (Частная коллекция, Вюрцбург)
Сикстинскую Мадонну сопровождает много легенд. Некоторых писателей, например, взволновал вопрос о том, кто был моделью для Мадонны: безымянная Донна Вилата или же знаменитая дочь пекаря, возлюбленная Рафаэля?
Оме иллюстрирует, как Рафаэль мог найти модель для Марии с младенцем. Великий Рафаэль, одетый в черное, проходит по залитому солнечным светом парку Виллы Боргезе и видит в одной из лоджий молодую мать с ребенком.
Дорогу Великому Рафаэлю! Адольф фон Менцель. 1855-1859гг. (Германский национальный музей, Нюрнберг).
После завершения двухгодичных переговоров с Римским папой, властями и таможенными учреждениями, 21 января 1734 года Сикстинская Мадонна покинула Пьяченцу. Зимой картина пересекла Альпы, а 1 марта 1754 года шедевр Рафаэля был выставлен в зале для аудиенций Дрезденского замка-резиденции. Как гласит легенда, со словами: «Дорогу великому Рафаэлю!» Август III собственноручно отодвинул трон для того, чтобы свет лучше падал на картину. Этот момент и изобразил Менцель.
Курпринцесса Августа, копирующая Сикстинскую Мадонну. Иоганн Фридрих Бури 1808-1809гг. (Музейный ландшафт земли Гессен в Касселе)
Иоганн Фридрих Бури после окончания учебы в Риме поселился в Берлине и преподавал живопись сестрам короля Пруссии Фридриха Вильгельма III. В картине Бури заложен двоякий смысл, так как мотив, который изображает художница, и она сама соотнесены друг с другом. Голова принцессы Августы закрывает лицо Мадонны. Таким образом, она как бы заступает на место Богоматери, одновременно перенимая функцию Рафаэля, создавая картину.
Мерц-композиция. Валет, младенец, Мадонна и лошадь (гхмЪ)..Курт Швиттерс. 1921г. (Музей Шпренгеля, Ганновер)
Курт Швиттерс, создатель так называемых «мерц-композиций», коллажей, состоящих из найденных предметов и вырезок из газет, соприкоснулся с Сикстинской Мадонной во время своей учебы в Дрезденской академии художеств. Интересно, что в этом коллаже он проявляет сдержанность в приеме отчуждения Сикстинской Мадонны.В репродукции картины он заклеил ангелочков и изменил лицо Богоматери, наклеив на него головку молодой женщины с короткой стрижкой и в шляпке.
Кришна и Яшода М. Аббайи 1920-1930гг.
Эта цветная литография представляет собой один из важных примеров восприятия Мадонны в международном масштабе. Традиции адаптации сакральных художественных мотивов. Аббайи перенимает мотив стоящей Мадонны с младенцем на руках. Место Иисуса занимает Кришна, который в иудаизме почитается как Спасатель. Кришну держит на руках Яшода.
Спасенная Мадонна. Михаил Корнецкий. 1984-1985гг. (Латвийский Национальный художественный музей. Рига. Латвия)
На десять лет дрезденские картины исчезли в советских хранилищах. Для объяснения такого долгого периода их отсутствия была создана «легенда о спасении». Согласно ей во время Второй мировой войны полотна хранились в ужасных условиях и поэтому им требовалась реставрация в Советском Союзе. Некоторым картинам действительно необходима была реставрация, большая же часть, как и Сикстинская Мадонна, находилась в хорошем состоянии. В стиле социалистического реализма Корнецкий иллюстрирует «спасение» шедевра советскими солдатами и реставраторами.
А это узнаете?
Вышивка
Примерно в 1800 году оба ангела с нижней части картины были впервые выделены в качестве отдельного живописного мотива. С тех пор у них началась своя собственная «карьера»…..в области искусства дизайна и китча))))
Фейрбенковские ангелы 1890 г. Рекламная открытка фирмы по переработке свиного жира.
Вот такие трансформации…………………мы видим в наши дни….
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель –
Она с величием, он с разумом в очах -
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
Написал об этой картине А.С.Пушкин в 1830г.
Женская фигура, облаченная в прекрасное платье, выплыла из облаков, она несла чудесного ребенка. Глубокое чувство пронзило меня, и я залился слезами, которые невозможно было остановить. Я пытался сдержаться, и тогда я узнал, что картина, которая так глубоко ранила меня, и есть то самое знаменитое полотно галереи – Мадонна Рафаэля. Хенрик Стеффенс 1799 г.
Этим произведением Рафаэль создал самый возвышенный и поэтический образ Мадонны в искусстве Ренессанса. Она идет к людям, юная и величавая, что-то тревожное затаив в своей душе; ветер колышет волосы ребенка, и глаза его глядят на нас, на мир с такой великой силой и с таким озарением, словно видит он и свою судьбу, и судьбу всего человеческого рода. Взгляд ее, направленный сквозь зрителя, полон тревожного предвидения трагической судьбы сына. Лицо Мадонны - воплощение античного идеала красоты в соединении с духовностью христианского идеала. Это не реальность, а зрелище. Недаром же сам художник раздвинул перед зрителями на картине тяжелый занавес. Зрелище, преображающее реальность, в величии вещей, мудрости и красоте, зрелище, возвышающее душу своей абсолютной гармонией, покоряющее и облагораживающее нас. И зрелище это, волнует и по сей день.
Сколько прекрасных слов было о ней сказано давно уже во всем мире.
Ибо, действительно, как на паломничество отправлялись в прошлом веке русские писатели и художники в Дрезден в Галерею Старых мастеров к "Сикстинской мадонне":
http://www.dresdenart.ru/stat8_2.html
Этой картине посвящены восторженные строки таких разных писателей и критиков, как В. А. Жуковский, В. Г. Белинский, Н. П. Огарев. Два великих русских писателя, Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский, имели репродукции "Сикстинской Мадонны" в своих рабочих кабинетах.
Жуковский писал: "Перед глазами полотно, на нем лица, обведенные чертами, и все стеснено в малом пространстве, и, несмотря на то, все необъятно, все неограниченно… Занавесь раздвинулась, и тайна небес открылась глазам человека… В богоматери, идущей по небесам, не приметно никакого движения; но чем более смотришь на нее, тем более кажется, что она приближается".
Брюллов: "Чем больше смотришь, тем более чувствуешь непостижимость сих красот: каждая черта обдумана, переполнена выражения грации, соединена со строжайшим стилем…"
Белинский писал из Дрездена В. П. Боткину, делясь с ним своими впечатлениями о "Сикстинской Мадонне": "Что за благородство, что за грация кисти! Нельзя наглядеться! Я невольно вспомнил Пушкина: то же благородство, та же грация выражения, при той же строгости очертаний! Недаром Пушкин так любил Рафаэля: он родня ему по натуре". Также ему принадлежат слова: "В ее взоре есть что-то строгое, сдержанное, нет благодати и милости, но нет гордости, презрения, а вместо всего этого какое-то не забывающее своего величия снисхождение".
Достоевский видел в "Сикстинской Мадонне" высшую меру человеческого благородства, высочайшее проявление человеческого гения. Большая поясная ее репродукция висела у него над диваном, на котором он и скончался. Жена Ф. М. Достоевского в своем дневнике записала: "Федор Михайлович выше всего в живописи ставил произведения Рафаэля и высшим его произведением признавал "Сикстинскую Мадонну".
Карло Маратти так выразил свое удивление перед Рафаэлем: "Если бы мне показали картину Рафаэля и я не знал бы ничего о нем самом, если бы мне при этом сказали, что это создание ангела, я бы этому поверил".
Герцен уловил в ее глазах отчаяние. Все же в них больше милосердия. В задумчивой, беззащитно-провидящей мадонне есть и порыв, и остановка. И идет она, и парит. Взгляд неуловим: смотрит и на вас, и далеко-далеко; что-то знает, что-то видит…
Великий ум Гете не только оценил Рафаэля, но и нашел меткое выражение для своей оценки: "Он творил всегда то, что другие только мечтали создать"
Так немеркнущая красота подлинно великих произведений искусства воодушевляет и в последующие века лучшие таланты и умы.
«Флоренция на Эльбе» – такой лестный титул Дрезден обрел в эпоху Просвещения не в последнюю очередь благодаря тому, что стал домом для шедевра Рафаэля, которому в прошлом году исполнилось ровно 500 лет.
В Дрездене подготовили уникальную выставку, рассказывающую об истории знаменитого полотна с момента создания до наших дней.
"Сикстинская Мадонна" была заказана Рафаэлю в 1512 году как алтарный образ для капеллы монастыря Святого Сикста в Пьяченце. Папа Юлий II, в ту пору еще кардинал, собирал средства для строительства часовни, где хранились мощи Святого Сикста и Святой Варвары. Все важные и неотложные дела в Риме Рафаэль бросил, чтобы написать мадонну для церкви в глухой провинции. Словно чувствовал: станет она вершиной его творчества. "Сикстинская Мадонна" - самая знаменитая картина Рафаэля и, вероятно, самая знаменитая из всех вообще картин, когда-либо написанных. Рафаэль создавал ее в 1515-1519 гг.
Донна Велата. Рафпэль 1512-1513 (Палантинская галерея, Флоренция)
В этой женщине Рафаэль, должно быть, видел идеал женской красоты, черты которого просматриваются и в образе Сикстинской Мадонны.
Донна Велата – одно из прекраснейших женских изображений, созданных Рафаэлем. Имя той, с кого писался портрет, неизвестно.
Сон Рафаэля. Франц Рипенхаузен, Иоханнес Рипенхаузен 1821г. (Собственность Фонда Рачинских в Национальном музее, Познань)
Мотивом этого полотна братьев Рипенхаузенов стала легенда, связанная с созданием Сикстинской Мадонны. На картине изображен погруженный в сон художник, черты которого напоминают Рафаэля. Он сидит перед незавершенной Мадонной, держа в правой руке кисть. Перед ним явление Девы Марии с младенцем, окутанное божественным светом. Картина немецких мастеров наводит на мысль, что идея создания Сикстинской Мадонны возникла у Рафаэля под влиянием видения Богородицы.
Вилла Рафаэля в Риме. Эрнст Фердинана Оме. 1834г. (Частная коллекция, Вюрцбург)
Сикстинскую Мадонну сопровождает много легенд. Некоторых писателей, например, взволновал вопрос о том, кто был моделью для Мадонны: безымянная Донна Вилата или же знаменитая дочь пекаря, возлюбленная Рафаэля?
Оме иллюстрирует, как Рафаэль мог найти модель для Марии с младенцем. Великий Рафаэль, одетый в черное, проходит по залитому солнечным светом парку Виллы Боргезе и видит в одной из лоджий молодую мать с ребенком.
Дорогу Великому Рафаэлю! Адольф фон Менцель. 1855-1859гг. (Германский национальный музей, Нюрнберг).
После завершения двухгодичных переговоров с Римским папой, властями и таможенными учреждениями, 21 января 1734 года Сикстинская Мадонна покинула Пьяченцу. Зимой картина пересекла Альпы, а 1 марта 1754 года шедевр Рафаэля был выставлен в зале для аудиенций Дрезденского замка-резиденции. Как гласит легенда, со словами: «Дорогу великому Рафаэлю!» Август III собственноручно отодвинул трон для того, чтобы свет лучше падал на картину. Этот момент и изобразил Менцель.
Курпринцесса Августа, копирующая Сикстинскую Мадонну. Иоганн Фридрих Бури 1808-1809гг. (Музейный ландшафт земли Гессен в Касселе)
Иоганн Фридрих Бури после окончания учебы в Риме поселился в Берлине и преподавал живопись сестрам короля Пруссии Фридриха Вильгельма III. В картине Бури заложен двоякий смысл, так как мотив, который изображает художница, и она сама соотнесены друг с другом. Голова принцессы Августы закрывает лицо Мадонны. Таким образом, она как бы заступает на место Богоматери, одновременно перенимая функцию Рафаэля, создавая картину.
Мерц-композиция. Валет, младенец, Мадонна и лошадь (гхмЪ)..Курт Швиттерс. 1921г. (Музей Шпренгеля, Ганновер)
Курт Швиттерс, создатель так называемых «мерц-композиций», коллажей, состоящих из найденных предметов и вырезок из газет, соприкоснулся с Сикстинской Мадонной во время своей учебы в Дрезденской академии художеств. Интересно, что в этом коллаже он проявляет сдержанность в приеме отчуждения Сикстинской Мадонны.В репродукции картины он заклеил ангелочков и изменил лицо Богоматери, наклеив на него головку молодой женщины с короткой стрижкой и в шляпке.
Кришна и Яшода М. Аббайи 1920-1930гг.
Эта цветная литография представляет собой один из важных примеров восприятия Мадонны в международном масштабе. Традиции адаптации сакральных художественных мотивов. Аббайи перенимает мотив стоящей Мадонны с младенцем на руках. Место Иисуса занимает Кришна, который в иудаизме почитается как Спасатель. Кришну держит на руках Яшода.
Спасенная Мадонна. Михаил Корнецкий. 1984-1985гг. (Латвийский Национальный художественный музей. Рига. Латвия)
На десять лет дрезденские картины исчезли в советских хранилищах. Для объяснения такого долгого периода их отсутствия была создана «легенда о спасении». Согласно ей во время Второй мировой войны полотна хранились в ужасных условиях и поэтому им требовалась реставрация в Советском Союзе. Некоторым картинам действительно необходима была реставрация, большая же часть, как и Сикстинская Мадонна, находилась в хорошем состоянии. В стиле социалистического реализма Корнецкий иллюстрирует «спасение» шедевра советскими солдатами и реставраторами.
А это узнаете?
Вышивка
Примерно в 1800 году оба ангела с нижней части картины были впервые выделены в качестве отдельного живописного мотива. С тех пор у них началась своя собственная «карьера»…..в области искусства дизайна и китча))))
Фейрбенковские ангелы 1890 г. Рекламная открытка фирмы по переработке свиного жира.
Вот такие трансформации…………………мы видим в наши дни….
Комментарии:
спасибо… очень познавательная экскурсия…
добавлю только информацию о том, почему мадонна сикстинская и где это видно на картине… если вы обратите внимание, то увидите на правой руке св.сикста шесть (six) пальцев :)
добавлю только информацию о том, почему мадонна сикстинская и где это видно на картине… если вы обратите внимание, то увидите на правой руке св.сикста шесть (six) пальцев :)
Одно из моих впечатлений: женщина держит ребенка неестественно, как будто он ничего не весит… Не думаю, что это ошибка или случайность, скорее сознательный ход автора… Он создает эффект легкости, парящей невесомости всего…
А меня поразила хронология…………………
От духовной чистоты и света тех веков…до……………………………….
Общества потребителей…подтирающихся ликами ангелов.
От духовной чистоты и света тех веков…до……………………………….
Общества потребителей…подтирающихся ликами ангелов.
А меня поразила хронология…………………
От духовной чистоты и света тех веков…до……………………………….
Общества потребителей…подтирающихся ликами ангелов.
От духовной чистоты и света тех веков…до……………………………….
Общества потребителей…подтирающихся ликами ангелов.
…не убавить,не прибавить
юююювелирнейший под"итог
(SIX) point"s!
Записи по тегам
10 вещей...ради которых стоит приехать в Барселону!
Café Del Mar
Guillaume Grand
Portishead
Screamin Jay Hawkins
Willy Willy - ветер добрых новый формат фестиваля
АкууууУУУстический концерт Дианы Арбениной
Болдинская осень Нижегородская область
Венеция
Весеннее...............................
Дельфин / T.E.A.T.R.O
Земфира vs Rammstein
Зоя Ященко. Малыш
Настроение...ОКТОБЕРФЕСТ!!!
Нежность...
Однажды………………………. в меня вошел мужчиНА...
Порнократия
Придти в себя после НГ…
Татр музыкально-пластической драмы «ПРЕОБРАЖЕНИЕ».
фестиваль новой культуры «Арт-Овраг-2013» Выкса